Собеседование. Как избежать типичных ошибок при устройстве на работу
"Собеседование – это экзамен на наличие сценического таланта. Будете вы приняты на работу или нет, целиком зависит от Вашей артистичности. Если Вы знаете текст, безукоризненно исполняете свою роль и выглядите соответственно случаю – вы приняты, если нет – вам отказано. И все. Пересдачи не будет".
Американский бизнес-тренер Джеффри Оллен.
Устраиваясь на работу, нужно пройти несколько стадий. Собеседование – это первая, и почти всегда самая важная ступень. Именно по результатам собеседования работодатель говорит свое веское слово. А чтобы оно не стало последним, что вы услышали от него, к собеседованию нужно быть готовой. Вас могут спросить, сколько вы хотите зарабатывать, где работает ваш двоюродный племянник, и даже с кем вы живете. Не нужно теряться, сохраняйте спокойствие, только спокойствие!
Если Вы хотите, чтобы визит в компанию увенчался предложением о желаемой работе, необходимо начать подготовку к собеседованию задолго до назначенной даты встречи. Нужно собрать о потенциальном работодателе максимум информации: с какого времени компания на рынке, какие претерпела изменения, кто является её поставщиками, клиентами, конкурентами, ознакомьтесь с сайтом компании. В общем, вам придется узнать о работодателе буквально всё, что сможете узнать – тем самым Вы будете на шаг ближе к намеченной цели.
Итак, информация собрана, и наконец настает тот день собеседования. Что надеть и как себя вести? Этим вопросом задаётся любой кандидат. Надо сказать однозначно, что деловой костюм был, есть и будет беспроигрышным вариантом, и надев его, Вы в любом случае будете выглядеть прилично, не смотря на принятый в компании дресс-код.
Существует еще одна вещь, столь же значимая, как форма одежды, а может быть, и важнее. Это манера держаться, говорить, смотреть на собеседника, в общем – о поведении. Имидж человека, его манера держаться имеют первостепенную роль в восприятии окружающими. Довольно сложно в нескольких предложениях описать, что надо делать, чтобы создать позитивный поведенческий образ. Легче посоветовать вам, что делать ни в коем случае не следует. Итак, несколько советов:
- Забудьте про жевательную резинку и не курите, даже во время ожидания в холле.
- Не приносите с собой никаких напитков, даже воду – это считается в деловом этикете дурным тоном.
- Если вам протягивают руку для приветствия, не надо её хватать дрожащими пальцами. Рукопожатие должно быть твердым, уверенным. При этом не отводите глаз, старайтесь держать зрительный контакт.
- Не садитесь до тех пор, пока вас не пригласят. Получив приглашение, сядьте прямо, не сутулясь, но удобно, чтобы потом во время беседы не испытывать дискомфорт.
- Активное жестикулирование в нервной ситуации – привычка многих кандидатов, старайтесь контролировать свои руки, лучше держать их на коленях. Иначе собеседник сконцентрируется не на вас, а на ваших руках, и упустит то важное, что вы говорили.
- Лучше не сразу отвечать на заданный вопрос, а некоторое время подумать, чем засорять речь такими словами как: э-э-э, вот, ну и т.п.
Интервью – это беседа двух людей. Не пытайтесь быть слишком разговорчивым. Большой ошибкой считается, что чем больше и быстрее мы говорим, тем убедительнее выглядим. А тем более не стоит перебивать собеседника.
В самом начале интервью у вас есть уникальная возможность произвести первое впечатление. Если оно окажется негативным, то никакие Ваши блестящие ответы на последующие вопросы не исправят ситуацию. Многие психологи считают, что впечатление о человеке мы подсознательно составляем в течение первых пяти минут, а всё последующее время лишь аргументировано подкрепляем сложившиеся выводы. Поэтому, дерзайте, ведь формула успеха состоит из пяти простых правил:
- улыбайтесь
- правильно приветствуйте собеседника
- смотрите собеседнику в глаза
- четко называйте своё имя, фамилию и на какую позицию вы претендуете
- и, наконец, не упустите свой шанс блеснуть ответами на поставленные вопросы в самом начале собеседования.
А самое главное – будьте уверенным в себе. В конце концов, собеседование – это испытание не только для вас, но и для компании.
И желаемая работа на 90 % у вас в кармане!